dimerx новичок
Зарегистрирован: 29.06.2006 Сообщения: 8
|
Добавлено: Сб Окт 14, 2006 9:24 pm Заголовок сообщения: параноидальное восприятие жизни |
|
|
Наткнулся в сети на статью, описывающую параноидальное восприятие действительности. Думаю, посетителям ресурса она должна быть интересна.
Кому на Руси жить…
Я питаю антипатию к человечеству, потому что оно на девяносто девять процентов состоит из внушаемых идиотов, доступных любой пропаганде. Каждый из них, если ему шепнут на ухо, готов встать и убить меня."
В. Леви "Я и Мы"
Однажды В. Леви заявил, что сибирские пельмени - слишком тяжелая пища, от которой надо воздерживаться. С тех пор я питаю некоторую антипатию к Леви.
Автор.
Мастера иллюзий
Для каждого человека существует некая модель окружающего мира, в соответствии с которой он существует. Это - определенный набор знаний, правил поведения, в соответствии с которыми он выстраивает свою жизнь. Естественно, на все случаи жизни правил не напасешься. Поэтому, в модели мира каждого человека есть устоявшиеся каналы обновления и дополнения информации. Иными словами, те авторитеты, принципы, на которые человек ориентируется в своей жизни. На уровне "что такое хорошо и где его много" и "куды бечь в случае чего". Авторитеты и принципы выверяются годами на собственных ошибках (чужой опыт, как показывает практика, вносит слишком незначительный вклад в дело становления собственной системы ценностей). Хотя…
Представим ситуацию из далекого прошлого. Один первобытный человек поймал рыбу. Большую и вкусную. Другой (тоже первобытный) - не поймал. А жрать все равно хочется, как и тому, который поймал. Как быть?
Можно, конечно, отнять силой. А можно, за попытку это сделать, получить дубиной по затылку.
Можно, поскуливая и приседая, выпросить кусочек, давя на жалость. А можно с этим и "пролететь". Первобытный строй мало располагал к благотворительности. (Закон джунглей гласит: Слабого - добей!)
А можно попробовать вот так…
"Быстрое Копье, а Быстрое Копье!"
"Чего тебе, Сопливый Хорек?"
"Да у меня тут способности шамана проявились. Помнишь, Меткий Камень на прошлой неделе мне рыбы не дал?"
"Ну?"
"А его потом в пещере обвал накрыл. А я ему предсказал, что тот, кто не дает будущему шаману рыбы, может пострадать. Вот он и пострадал."
"Да ну!? А ты ему это на самом деле говорил?"
"На самом, на самом, не сомневайся! А ты вот, тоже не хочешь дать рыбы будущему шаману?" (При этом ударение делается на слове "тоже")
Ну, что? Так-таки ни у кого не дрогнет что-то там, внутри?
Именно так и происходит подключение к управлению потоками информации, поступающей по упомянутым каналам коррекции личностной модели мира.
"А покупайте-ка Олвейз с крылышками, диролом и ксилитом! Жить без них - просто невозможно! Вот древние римляне жили без Олвейз - так все, как есть вымерли!"
Может, кто и не кинется сразу покупать это самое, "с крылышками", но уж призадумается: "А ведь и впрямь, римляне-то вымерли…"
Наши времена, понятно, уже не первобытные. (По крайней мере, не очень.) И каналов оценки достоверности текущей модели окружающего мира у каждого из нас достаточно много. Но и любители дармовой рыбы все это время на месте не стояли. И особенно широко их бурная деятельность раскинулась с появлением средств массовой информации и взлетом научного прогресса.
А что, государи мои, ни у кого не возникала порой мысль, что жизнь наша до боли напоминает сон? Что-то вокруг происходит, какие-то события, важные и не очень, задевающие нас или обходящие стороной. Иногда удается задержать мысли на секунду-другую, оглянуться вокруг и подумать: "А что происходит-то? Чего это я творю и, главное, зачем?"
Почему так трудно просто задуматься над тем, что ты делаешь в данную минуту, и кому все это надо?
Трудно, наверное… Привыкли мы жить в полусне, повинуясь законам, которые кто-то придумал для нас, удовлетворяясь теми рамками, которыми кто-то ограничил нас, веря в иллюзии, которые кто-то сотворил для нас…
В этом месте, правда, придирчивый оппонент может воскликнуть: "Позвольте! Похоже, автор пытается спровоцировать очередной поиск злых врагов, организовать охоту на ведьм, отыскать тех, на кого можно свалить все свои неудачи, свое неумение работать, свою неспособность адаптироваться к этой, в общем-то, хорошей жизни, найти крайнего, чтобы оправдать собственную недееспособность! А это не так! У всех в этой жизни равные условия. Работай, соблюдай законы и тебе воздастся!"
Ну, тут бы и поспорить. На предмет равных условий и отсутствия врагов. Это определение больше напоминает райские кущи. Где львы и агнцы принимают солнечные ванны бок о бок, и всем хорошо. А в реальной жизни, как говаривал незабвенный Ходжа Насреддин, у каждого пальцы к себе загнуты. И на предмет равных условий закон прост: "опоздавшему - кости".
"Так, что же?" - воскликнет придирчивый оппонент -"война?"
А как же! Война… Не всегда кровавая, не всегда со стрельбой, но всегда беспощадная. И цели, как всегда, одни и те же: добыча и рабы. Правда, чем больше развивается социум, тем изощреннее, завуалированнее эта война, сильнее стираются грани условностей, лучше маскируется оружие и маневры противников. И, самое интересное, много лучше стала забота о рабах. Если раньше их по-простому заковывали в кандалы и стимулировали плетью, то в последнее время стали заковывать в условности и стимулировать иллюзиями.
А мастера иллюзий ценились во все времена.
Ибо схема - проста. Есть стадо, есть пастыри, есть псы, охраняющие стадо и есть волки, "санитары леса", занятые "выбраковкой" слабых особей, а иногда и сильных тоже. И такая картина пастырей устраивает. И они не боятся почти ничего. Не боятся, что родившийся ребенок станет одним из стада - для них это сплошная польза. Не боятся, что ребенок станет псом, они необходимы для управления стадом. Не боятся, что родится волк, волки тоже нужны, стадо должно иметь страх, а если они "зарываются", то всегда можно выдать лицензию на отстрел. Не боятся пастыри и рождения новых пастырей (и у пастырей бывают дети). Ибо в каждом деле есть место здоровой конкуренции, а подпаски всегда необходимы.
Боятся же они лишь одного: того, что вдруг из ребенка вырастет Человек… Который осознаёт, думает и делает выводы.
И если раньше в описываемой экологической и социальной системе над методами иллюзорного воздействия превалировали методы прикладного физического воздействия, то теперь, в эпоху сверхмощного оружия, и фатальной необратимости воздействия грубых аргументов, в том числе и собственных аргументов на того, кто их приводит, все большее значение приобретает именно мастерство мягкого, иллюзорного влияния. Чтобы Человек не смог произрасти не только в собственном стаде, но и нигде вовсе.
Было, было в истории и задолго до наших дней…
"Вот, сказывают, упала на землю Голубиная книга. А в той книге написано, что грядет мужицкий царь и все будет по-божески, по справедливости…"
"Создаем мы это тайное общество для того, чтобы воцарилась на земле полная справедливость и восторжествовала истина, а все люди стали братьями…"
"Мы создаем общество социальной справедливости по принципу" от каждого по способностям - каждому по труду…"
" Мы создаем демократическое общество свободы и равноправия…
…и т.д. и т.п.
а в быту - еще проще: пришел домой, включил телевизор, или развернул газету, или прибавил громкости радио и - вот оно счастье! Плачем вместе с богатыми, переживаем с тропиканками и рабынями изаурами в Санта-Барбаре, принимаем близко к сердцу дебаты в Думе, (интересно, почему ее так назвали? Нешто там и впрямь есть, которые думают?), бросаем в избирательные (а надо бы в мусорные!) урны бюллетени…
Я восхищаюсь мастерством людей, которые заставляют не десятки, не тысячи - миллионы людей делать все это!
…А задача проста: нужно, чтобы паства не забывала регулярно приносить рыбу...
Подмена сути
Ну, не дает мамка сиську! Ну, нет молока! На тебе деточка резиновую соску, пожуй ее, успокойся, только не ори…
И жует деточка соску, и успокаивается, потому, что движение челюстью насквозь привычно и естественно. Хотя, бывает иногда, выплевывает, распознав обман, и опять орать начинает. Потому - от одной соски, без молока, и дуба дать недолго. А некоторые и дают. Трудно с детьми сладить. Со взрослыми-то гораздо проще…
Существовало и существует множество методов "подсовывания резиновой соски" прежде всего жаждущему знаний и понимания сути окружающей жизни человеческому сознанию.
В старые времена в театрах, по свидетельству Гиляровского, для создания иллюзии разговорного фона (ропот толпы, салонные разговоры, на фоне которых происходит основное действие) использовался простейший прием. Статисты на сцене вполголоса, вразнобой говорили фразу: "Что говорить, когда говорить нечего." То есть перед нами классический вариант создания иллюзии мощного информационного потока, когда человеку, который прислушивается к негромким голосам вразнобой, кажется, что вот немного, и он поймет, о чем идет речь.
Можно упомянуть и еще об одном приеме, который перекликается с детской игрой на внимание и сообразительность. Из группы выделяется один человек, якобы для проверки его внимания и слуха. Остальные, заранее договорившись, хором кричат ему некое слово, а его заставляют сказать, какое слово было выкрикнуто. Подвох заключается в том, что одни кричат одно слово, другие - другое, третьи - третье. Например: "Мир, труд, май" одновременно. Уверяю вас, эффект потрясающий. Человеку начинает казаться, что он просто и тихо сошел с ума. Игра детская, но недетской оказывается реализация этой игры, когда в одно и то же время людям навязывают (кто - не будем уточнять) одновременно несколько, к примеру, социальных моделей текущей нашей жизни. Когда тебя авторитетно убеждают, что мы существуем одновременно в условиях стихийного капитализма, воинствующего феодализма, конституционной монархии и закона джунглей, поневоле начинаешь сомневаться в реальности происходящего. Хотя и существует известное в психиатрии утверждение, что сомнение в собственной нормальности есть основной признак ее наличия, очевидно и то, что человек, сомневающийся в правильности своего восприятия реальности, становится, в значительной мере, беззащитен перед внешним деструктивным информационным воздействием.
Помнится, в кинофильме "Чародеи" было определено три правила для успешного прохождения сквозь стены: Видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий."
Шутки шутками, но, по существу, эти правила являются основой любой успешной деятельности человека. И, для успешного внешнего воздействия на человека, с целью заставить его выполнять задачи, ему не свойственные или те, в которых он лично не заинтересован, достаточно всего-навсего помешать ему выполнить любое из этих трех правил. Можно создать иллюзорную цель-обманку, можно подорвать его веру в себя и можно акцентировать его сознание на мнимой непреодолимости стоящих перед ним препятствий.
И одним из наиболее распространенных методов формирования, в частности, социальных иллюзий является метод подмены базовой информации.
Любое живое существо, появляясь на свет, стремится к максимальной адаптации к условиям окружающей среды, с целью элементарного выживания и продолжения рода. Это - основа. Но, если у животных процесс формирования поведенческой модели происходит на базе инстинктивного механизма, то для человека ситуация сложнее. Формирования собственных жизненных приоритетов и тенденций происходит, прежде всего, на основе информации, которую человек получает из окружающего мира, в том числе и посредством формализованных потоков информации, создаваемым социальной структурой. В частности, пакетами поведенческих моделей, сформированными на основе исторических событий. И недаром утверждал Иван Антонович Ефремов в своих книгах, что история должна стать той вершиной, тем фокусом, в котором сойдутся достижения всех других наук, и тем критерием, который станет основополагающим для развития цивилизации.
Однако, именно манипулирование историческими материалами на протяжении (предположительно) последнего тысячелетия стало основным инструментом воздействия на уже упомянутые массы, с целью заставить их решать отнюдь не те задачи, которые им самим хотелось бы.
И начинают развиваться тенденции и производиться телодвижения, которые раз за разом приводили и приводят людские сообщества к очередным фатальным кризисам.
И проливаются реки крови принятием христианства, ибо "несть еллина, ни иудея", а "бог - есть любовь".
И вырезаются под корень целые племена, ибо "хороший индеец - мертвый индеец".
И благородный Дон Кихот из Ламанчи становится странствующим рыцарем, приняв в качестве базовой информацию из книг героического содержания, хотя они не слишком правдиво описывали реальную жизнь.
И представление о штурме Зимнего формируется сначала по художественному фильму, а, затем, по художественной литературе, как советского, так и антисоветского толка.
То, что было совсем недавно, но чему не был свидетелем, оценивается не по впечатлениям непосредственных участников, а по той интерпретации, которую дают ведущие телепрограмм. Ведущие-то они ведущие, только вот куда? Да и непосредственные участники: один говорит одно, другой - другое и каждый - что-то свое, непохожее.
А, в результате, много ли в настоящее время великих целей, на которые не жаль потратить жизнь? Много ли стимулов жить, кроме как набить брюхо, позаниматься в охотку размножением и завалиться в кресло перед телевизором?
…День прошел - и слава богу…
Сам собой напрашивается вопрос: если человека заставить дышать исключительно углекислым газом, долго ли он проживет? А, собственно, чем отличаются старания заставить его видеть, слышать и чувствовать то, что для человека неестественно в принципе, от попытки заставить его дышать упомянутым газом? Разве только большей изощренностью и трудозатратами. А "нештатные" манипуляции с сознанием посредством неадекватной информации, на деле ничуть не менее эффективны, чем приводящие к тем же результатам манипуляции топором и плахой.
Видящие маги
Все ужасно, кошмарно, бессмысленно… Уже с раннего возраста человек сталкивается с огромной массой иллюзий, причем не только "естественных", основанных на искажении восприятия по причине недостатка информации, но и "искусственных", создаваемых другими людьми для достижения собственных целей. С возрастом человек от части иллюзий умудряется освободиться с тем, чтобы на освободившееся место мутным потоком хлынули иллюзии еще более стойкие и разрушительные.
Однако, стоп! Все было бы действительно ужасно и беспросветно, если бы не одно маленькое "но". Не могу сказать по какой причине, может по воле свыше, может у вселенной и впрямь существует некий аварийный механизм самозащиты, но только продолжают появляться время от времени в разных уголках социума люди, которые в той или иной степени обладают неким иммунитетом к наведенным иллюзиям. Появляются на свет люди, которые способны учиться на ошибках (иногда и на чужих), не наступать на одни и те же грабли более двух-трех раз, настырно пытающиеся разобраться в неполадках окружающего мира.
Практически каждый человек, существующий в той или иной социальной среде, так или иначе, берет на себя выполнение некоторых функций, данной социальной среде присущих. В семье он - член семьи, в трудовом коллективе - сотрудник, со строго определенным набором функций, в государстве - гражданин. Все эти социальные функции формируют в человеке соответствующее общественное самосознание со всеми вытекающими иллюзорными построениями. Совершенно иные построения обязан формировать в себе, скажем, шпион-резидент, живущий на территории данной страны. Он просто вынужден постоянно помнить, что он - существо инородное, не вписывающееся в духовную картину страны обитания, иначе он просто не сможет соответствовать той основной задаче, ради которой он был внедрен на территорию данной страны.
Люди же, о которых идет речь, находятся как бы на противоположном полюсе восприятия социальной сферы. Они, кто лучше, кто хуже, но сознают, что являются частью той земли, на которой живут, воспринимают не только и не столько историю и традиции этой земли, сколько смутное, подсознательное, но стойкое ощущение, что они - не просто некие живые организмы на поверхности планеты, а истинные хозяева своего мира. Зачастую, к сожалению, не пробужденные к сознательному пониманию этого факта.
Да, есть, есть нечто… Это - и стремление к определенному порядку мировосприятия на разумной основе. И недоверие к чужим словам, поиск ответов и решение противоречий. И умение генерировать эмоции и поддерживать их в таком состоянии достаточно долго для решения задачи. И самостоятельный выбор целей и методов.
А, зачастую, и создание собственной модели мира на основе обломков чужих.
Начинается все с замеченного случайно фактора, оставшегося незамеченным другими людьми, с нетривиальных ощущений, не ощущаемых окружающими. А, самое главное, с того непонятного, с трудом поддающегося оценке явления, как Внутренняя Сила. Нужно немногое. Сначала - просто доделать какое-нибудь дело, за которое взялся, и которое показалось слишком долгим и занудным. Потом - научиться ставить себе цели, достойные мага. Понять, постичь, освоить. И сохранить. Ибо способность, которая была обретена и не сохранена, может быть лишь во вред.
Видение для мага было упомянуто и описано многими и неоднократно. И на нем можно было бы не заострять внимания. Но есть еще нечто, не часто упоминаемое корифеями и последователями на пути видения и постижения. Это - ловушки иллюзий, как внешние, наведенные, так и внутренние. Проистекающие от особенностей собственного Я.
О ловушках внешних иллюзий много говорилось выше. А вот ловушки внутренние…
Прежде всего - ловушки сознания и недостатка информации. Собственная лень, чувство собственной важности, чувство собственной неполноценности. То есть все то, что старательно вбивалось в нас воспитанием и собственными недостатками. И прежде всего роль, которую мы играем в ближней к нам социальной группе, то психологическое положение, к которому привыкли и от которого так трудно отказаться. Например, небезызвестный синдром "Бедной деточки". В прикладной магии - это позиция начинающего, которая может сохраниться навек. "Я - маленький и надеюсь на старших и умных." Надо только найти добреньких дядь и теть, на которых можно пожизненно опереться и существовать вечным "вторым номером".
Другая крайность - синдром некой "интеллектуальной дедовщины". Чаще всего, это позиция человека (или мага), с изрядным опытом, некоторыми возможностями и благоприобретенной привычкой смотреть свысока и на коллег со стажем и на неофитов. Плюс некоторая отрешенность и позиция "Я старенький, уставший и мне все по фигу."
Делая небольшое отступление, можно сказать, что подобные состояния могут быть как наведенными извне, так и спровоцированы собственными усилиями. Прежде всего за счет несоответствия личного сознательного времени и времени биологического. Потому, что взрослым себя можно ощущать и в пятнадцать лет, а инфантилизмом страдать до старости. Тут значимых факторов только два: опыт и собственная воля.
Обобщая, можно сказать: "Назвался груздем… Простите, назвался магом - изволь соответствовать" Не обязателен аскетизм, обязательна самодисциплина Бессмысленно самоистязание, необходима постановка задачи и определение цели. А отрешенность от влияния иллюзий не должна превращаться в отрешенность от мира. Ибо, как справедливо заметил однажды крутой маг с забавным "ником" "Ленин", "нельзя жить в обществе и быть свободным от него". Поскольку приходим мы в этот мир не затем, чтобы просто побыть и уйти. Он - наш. И, похоже, мы и есть его дети и хозяева. И наводить порядок в нем кроме нас - некому. К сожалению…
А пишется это из-за ничем не обоснованной надежды на то, что это кому-то понадобится, кому-то поможет, окажется тем маленьким "кирпичиком" в построении личной модели мира, без которого в этой модели будет чего-то не хватать.
…Хотя, скорее всего, это - просто очередная иллюзия, в которую хочется верить, чтобы хоть как-то оправдать свое существование…
автор статьи: Karamergen
ресурс: carians.jedi.org.ua |
|